Картина маслом. Диплом в художественном училище. Начало

«А на диплом у тебя будет картина. Куда приятней, чем 70 листов воды с целями, задачами, актуальностью и прочим непонятно чем» — думала я года четыре назад, рассматривая грядущее поступление. И вот будучи без пяти минут выпускником, хочу рассказать, как пишется диплом в художественном училище. Во всех красках.

С чего всё начинается?

Задумываться о теме можно с первых дней учебы и даже поступить, уже вынашивая идею, не возбраняется. Постепенно копить и шлифовать материал, этюды, зарисовки… Волноваться от какой-то темы и провести ее красной линией через все композиционные работы, а затем вылить во что-то финальное, глобальное, осмысленное. Круто, конечно, но на моей памяти нет таких случаев. Видимо, эти студенты живут в другом мире. Хотя и память-то моя не такая длинная.

Сама я в глубине души мечтала быть именно такой. Отдельными вспышками копалась в сюжетах, примеряла на себя идеи и не находила той самой. Всё заканчивалось легким разочарованием и обвинением себя в посредственности. Самобичевание менялось смирением, а затем успокоением и переключением на более срочные дела. Какой-то максимализм или комплекс отличницы? Возможно. Но вокруг меня оказались такие же ребята, не знающие, что там будет на дипломе. Потому сейчас я склонна считать, что это не критично. И дальше будем говорить о простых людях.

Обычно все начинается на третьем курсе с минидиплома. О нем я уже рассказывала здесь. Это первая проба пера и, если тема одобрена, то можно продолжать трудиться над ней дальше. Конечно, если после семестра работы, она не разочарует. Своеобразный кризис отношений. Счастливчиков, переживших его, много, и они переносят свои начинания на последний год. Жить становится легче — защитил минидиплом, тебе кивнули, мол, развивай, и ты успокоился. Впереди пленэр, осенний беззаботный семестр и ты лишь иногда вздрагиваешь от мысли о предстоящем.

Где-то в том моменте, я была уверена, что  полюбившуюся мне работу с мальчиками-радиолюбителями нужно будет менять минимально. Ну, подвину дом, максимум перемещу их с крыши в поле. А потом на глаза начали попадаться похожие решения, иногда даже очень похожие. И с каждой такой картинкой все больше я убеждалась, что на диплом это делать нельзя.

После минидиплома

На четвертом курсе, незадолго до Нового года, всем раздаются бумажки, где нужно указать руководителя и тему предстоящего диплома. Это первые ласточки далекой и мощной работы. Вроде всего две строки, но только с виду — мелочь. Выбирая одного преподавателя, ты отказываешься от другого.  А за годы учебы уже привык к симбиозу противостоянию мнений и взглядов. Кажется, именно на их стыке рождается истина. А тебе говорят: «Выбирай сторону». Дилемма, однако. Но еще больше дилемма — второй пункт с темой. Если ты не в числе счастливчиков после минидиплома. Художники — люди сомневающиеся и идейные, так много всего хочется высказать, а тема одна.

Этап 2

Вторая ступень — композиция заключительного восьмого семестра. По-хорошему, она — эскиз к будущему диплому. Значит, на пороге последнего короткого семестра тебе уже надо знать, над чем ты будешь работать дальше. Как раз для самоопределения есть длинные зимние каникулы и пед практика.

Тут два варианта развития событий, а то и три. Первый — ты продолжаешь работу над темой минидиплома, но ищешь иное ее прочтение, другое композиционное решение. Вариант второй — ты придумываешь новое. Либо длинными зимними вечерами между походами на каток, поеданием оливье под «Приключения Шурика»или между уроками в художке, либо бегом на ходу в первые дни семестра. Никогда не знаешь, где встретишь тот самый достойный сюжет. Ну, и  третий вариант, когда уж совсем не выдумывается — берешь и делаешь что-то. Хоть что-то. Из серии «вот мои одногруппники и они пишут постановку». Последний вариант, конечно, скользкая дорожка. Но для экстремалов вполне себе.

Как было у меня

Хотя у меня не было проблем с темой, глобально она звучала «Начало космической эры», всё же решений может быть миллион. И тут возник настоящий ступор.

Не хотелось уходить от мальчишек, ведь в них столько лирики. Они как нельзя лучше олицетворяли юную область знаний. Большое звездное небо, таящее в себе бескрайнее множество других миров, и первые шаги в неизведанное — всё это невероятно откликалось во мне. Казалось, что картина о науке через жизнь простых людей — самое лучшее решение, все остальное меркло на его фоне. Отдельные изобразительные попытки превращались в иллюстрации конкретных событий, на роль картины не годились.

Ограниченность времени на исполнение частично помогла определиться с решением. Когда уже было попробовано всё, на что хватило воображения в сжатые сроки, самым жизнеспособным оказался портрет Королёва. Другими словами однофигурная композиция в интерьере. Но, как ни назови, мое предвзятое отношение к портретам на диплом ещё долго не давало мне спокойно работать. Казалось очень скучно и совсем никакого отклика внутри. Я успокаивала себя тем, что после окончания семестра ещё можно будет побрыкаться и поискать что-то другое.

По итогам восьмого семестра, как и всегда, просмотр, где композиционное решение вновь подвергается критике и рассмотрению. Большинству дают зеленый свет, но находятся и те, кто остается без темы или меняет ее. И что же делать? Смотреть шаг 3.

Этап 3. Преддипломная практика

Что это? Три недели самостоятельной работы, сдобренные двумя просмотрами, чтоб не скучать.  Здесь все делятся на маленькие группки согласно выбранным руководителям. И начинается та самая большая работа над дипломом.

Обладатели давно утвержденных тем и решений в самом начале имеют план и его придерживаются. Ну, а те, кто ни с чем, судорожно носятся в поисках той самой идеи. Но одной идеи мало. Её нужно вкусно упаковать и предоставить в виде композиционной зарисовки на ближайшем просмотре, т.е. через полторы недели. Тот еще спринт.

Практика создана для самостоятельного сбора натурного материала.  А значит впереди пленэры, походы в музеи, просмотры фильмов, изучение литературы и всего, где можно подчерпнуть материал.  Стоит ли говорить, что нужно по итогу практики? Конечно, очередной эскиз композиции в цвете.

Здесь я увлеклась чтением биографии Королева и поиском, к чему же можно прицепиться. Да так прониклась его жизнью, что уже и забыла про то самое предвзятое отношение к портретам на диплом. Было ясно на все сто — люди должны знать о главном конструкторе.

Дальше дело за малым — решить композицию. А это значит много-много зарисовок, от самых революционных идей до практически идентичных картинок из серии «найди 5 отличий».

Хотя порой становится дурно от повторений, с каждым новым рисунком ты прокачиваешь навык  работы мягким материалом (ретушью и углем). Я даже вывела для себя несколько правил удачной зарисовки:

  1. мягкая подложка под бумагу (например, в виде нескольких дополнительных листов) ⠀
  2. заточка карандаша «лопаткой», что позволяет делать толстые мягкие линии и при желании тонкие четкие для деталей и акцентов

Важный момент преддипломной практики — допуск к диплому или уходишь на второй круг = второй год. Этой страшной штуки в нашем потоке никто на себе не испытал, все прошли дальше.

Что ж, удачи нам по ту сторону. Продолжение следует…

1 thought on “Картина маслом. Диплом в художественном училище. Начало”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *