Педпрактика в художественной школе. Без пяти минут педагог

Кто в детстве не играл в школу? Наверное, редкая девочка. Особенно из тех, чье детство еще не было напичкано гаджетами. Конечно же, я не была исключением. Но рассаживая кукол в ряд и вычерчивая на фанерке тему урока, могла ли я подумать, что однажды взаправду буду учителем? Однозначно нет. А жизнь — непредсказуемая штука. Как  вы уже догадались, сегодня речь пойдет о  педагогической подготовке будущих живописцев. Апофеозом ее является педпрактика, но обо всем по порядку.

Подготовка

Бытует мнение, что художники совершенно не умеют говорить, ведь язык их чаще не вербальный, а живописный. Не сказать, что это прям 100%, но не все любят и умеют работать на публику. Теоретические предметы худо-бедно призваны исправить ситуацию. Начиная с третьего курса помимо педагогической и методической теории мы проходим симуляции уроков. Каждый готовит маленькие выступления (10-15мин) на заданную тему, пишет конспекты и подбирает наглядные материалы. Группа играет роль детей и выполняет задания. Это, конечно, дает возможность почувствовать себя педагогом, но отдаленно. Хотя весь костяк (схемы и алгоритмы) у тебя на руках, дальше ты нанизываешь мясцо и вуа-ля. Преподавать готов.

художественное училище

А чтобы держаться в тонусе, периодически слышишь страшилки на тему предыдущих практик студентов. Того, какие они, современные дети. Как легко они выводят из строя и как трудно удержать их внимание 45 минут. А ведь ты все делаешь на оценку и, не ровен час, за плохой результат могут отчислить.

К числу подготовки можно отнести и работу в изостудии. Такой деятельностью промышляют некоторые студенты на старших курсах. Хотя всем пед правилам они не следуют, но язык развязывается и уверенность прибавляется.

Педпрактика

В годы пятилетнего обучения в ЯХУ было две педпрактики. Одна в общеобразовательной, другая в художественной школе. До нас дошла лишь последняя.

Каждый год училище выбирает штук 5 школ, где есть опытные педагоги. Они-то и станут кураторами, у которых студенты будут перенимать мастерство. Все проходят практику в ярославских школах, в разных районах города. Некоторые местные студенты преподавали там же, где когда-то учились сами. Встречали своих педагогов уже в статусе почти коллеги. Другие попадали в новую обстановку. Особенно те, у кого в прошлом совсем не было художки.

живопись

практикаПрактика длилась  4 недели. Провести  предстояло пять уроков — рисунок, живопись, композиция, ДПИ и история искусств. Чтобы не бросаться с места в карьер, первую неделю посещали уроки своих наставников. Следили за их преподавательской манерой,  по пути приглядывались к детям. А дети к нам. Затем вели сами и ходили на уроки товарищей. Большинство студентов закреплялись за определенным классом и давали все предметы одним и тем же ребятам.

Мне выпал четвертый класс. Первое ощущение — а точно ли я в детской художественной школе? Передо мной какие-то взрослые люди, как будто училищных студентов поместили в другие декорации.  Но уже в процессе первого урока все встало на свои места. Между преподавательскими днями ты пишешь конспекты, готовишь картинки (рисуешь схемы, ищешь примеры работ или делаешь собственные пособия), репетируешь выступления.

 

Самой сложной оказалась живопись. Она проходила с элементами мастер-класса. Пришлось одновременно показывать и рассказывать про каждый этап. Параллельно следить за уровнем своей работы, чтоб не ударить в грязь лицом. После трех академических часов казалось выжали все соки. Однако, практические предметы и есть практические, в них более-менее ты прилично ориентируешься. На фоне всего этого пугающей тучей нависала история искусств. Давать теорию в течение 15 минут про цилиндры или золотое сечение и больше часа вещать о культуре какого-то периода — есть разница. Страшное было оставлено на десерт. Для разнообразия педагогического опыта четвертый класс заменен на первый. Тем более младшие как раз проходили мою любимую тему  — античность.

живописьВо время уроков твой куратор сидит в кабинете и следит за ходом событий. Как ты даешь материал, как ведешь себя, не говоришь ли слов-паразитов, как реагируют ученики. После урока — разбор полетов. Ты по возможности  принимаешь к сведению и пытаешься не наступать на старые грабли.

Еще одной отличительной особенностью была постоянная слежка за временем. У тебя строгие рамки, в которые тебе надо уложиться. Кажется урок очень маленький, ученики медлительные. Думаешь: » задействовать перемену» —  она проносится за секунду. А тебе так много хочется влить в эти юные головы. В училище все происходит неспешно и размеренно. Ты запросто можешь задержаться с преподом на беседу и никто тебя никуда не гонит. Здесь какая-то спешка и суета. Наверное, сказывается неопытность.

После всех проведенных уроков ожидало внеклассное мероприятие — профориентационная беседа. Вместе с другими практикантами мы  рассказывали о том, каково быть арт-студентом. Показывали примеры работ, отвечали на вопросы.

После всех волнений от уроков, ожидает море бумажной работы — отчет по практике. Это и конспекты уроков, и ответы на 100500 вопросов о школе с изучением ее сайта, и работы детей и много-много всего другого. Для меня это  море оказалось не так страшно. Плавать в нем  я научилась в  вузовские времена. Но все же последнюю неделю пришлось изрядно посидеть над текстом.

Послевкусие

Когда все бури отгремели, уроки проведены и отчеты написаны, ожидает конференция. Или, так называемая, защита практики. Учитывая свой вузовский опыт при слове «защита» я не ждала ничего доброго, разве что очередного публичного выступления равно допроса с пристрастием. Что очень беспокоило(наверное, только меня) Но оказалось, не так страшен черт.

В первый учебный день мы пришли со своими курсовыми томами на конференцию, встретили там своих наставников и обсудили во всеуслышанье у кого-как-что проходило. От каждой школы по паре выступающих, затем высказывался куратор. Никакого насилия. Хорошая возможность сравнить свою практику, ощущения, окружение с другими. Понять в каком месте ты находишься в общей системе координат. Оказалось, что мои 12-15 учеников это средняя группа. У кого-то было 2, у других 22 ученика. Выслушав всех, у меня сложилось мнение, что в очередной раз воля случая оказалась ко мне очень добра и все сложилось удачно.

Ну, и в конце хочу отметить, что эта практика — необычный и интересный опыт. Хотя для меня это было крайне волнительно. Плюс пед практики в том, что объясняя и рассказывая какую-то информацию, она лучше упорядочивается в собственной голове. А то, что раньше было не понятно может проясниться. Ты изучаешь теорию заново, пытаешься ее переформулировать другими словами. Экспериментируешь с какими-то техниками. Углубляешь знания в попытках заинтересовать класс. Не зря многие великие умы в свободное время преподавали. Словом, хочешь развиваться сам — преподавай.

А напоследок покажу свою часть рекрутерской презентации, где наглядно видно как меняются задания от первого до последнего курса и немного жизни нашего училища:

художественное училище

художественное училищехудожественное училище


художественное училище

рисунок и живопись

художественное училище

художественное училище

художественное училище

художественное училище

художественное училище

художественное училище

1 thought on “Педпрактика в художественной школе. Без пяти минут педагог”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *