Четвертый курс в ЯХУ. Что новенького?

Вот и настал мой последний учебный год в Ярославском художественном училище. Новые лица вновь примелькались. С требованиями учебной программы мы ознакомились. Из подрастающих стали подросшими живописцами. Но ощущения художественной зрелости и готовности отправиться в самостоятельную жизнь еще нет.

На это осознание впереди год. А у многих и 6 в  университетах, где ремесленные навыки отшлифуют в собственный стиль и отпустят на волю уже полноценного художника. Но пока не будем забегать вперед и поговорим о том, что же нового ждет на этом заключительном четвертом году в училище. Хотя годом-то его сложно назвать, тут скорей полгода или семестр с хвостиком.

Сентябрь начался размеренно — никто никуда не спешит. Одни уезжают, другие болеют, третьи занимаются чем-то своим. Доска объявлений то и дело пополняется листочками с предстоящими событиями, но это все еще не сейчас. Сейчас затишье. А оно, как известно, бывает перед бурей.

Живопись и рисунок

Традиционно с началом года мы сменили мастерские и теперь снова на новом месте. После пленэрного лета навыки работы в мастерской явно хромают и для разминки первым делом пишем натюрморт и рисуем портрет. А затем переходим к целой фигуре с ногами. Теперь все знания анатомии пригодятся в полной мере. Анатомическое портфолио с зарисовками костей и мыщц пора достать из шкафа и вместе с Баммесом и другими соответствующими книжками переместить на рабочий стол.

Композиция

Задания повторяются, но задачи усложняются. В тех же темах, типа летних впечатлений, ищем сюжеты, несущие более глубокую мысль, идею. Пытаемся говорить о том, что важно нам как художникам, что нас задевает, а не о том, что первым попалось глазу. Помимо основных заданий нас ждет дополнительное — клаузура. Что это? Что-то похожее на вступительный экзамен или конкурс по композиции, когда целый день сидишь в училище и самостоятельно рисуешь какой-то сюжет. Тема довольно общая- произведения Тургенева. Материалы на выбор.  Полет творчества почти не ограничен. А по пути знакомимся с забытыми или новыми литературными произведениями. Кому-то ЕГЭ сдавать скоро, так что вдвойне полезное занятие.

Иконография

Новый предмет. Теперь мы изучаем церкви не только снаружи, но и изнутри. Это экскурсии в храмы и музеи, более близкое знакомство с иконописью. И, надеюсь, никакой пропаганды религии.

Школьная практика.

Мы же преподаватели, а значит практика педагогическая тоже должна быть. Ох, помню, когда училась в универе и студенты со всех факультетов ходили в школы, а мы в соц учреждения, я была рада. Но школы нашли и меня, правда в другом ключе и не общеобразовательные, а специализированные художественные. Думаю, с увлеченными детками работать будет проще. Раньше в училище было две такие практики — одна в общеобразовательной, другая — в худ школе. По словам одного из наших педагогов, после общеобразовательной уже ничего не страшно, хоть стадионы собирай. Но нам сравнить уже не придется, хотя может кто-то и изъявит желание потом вести изо.

Подготовка к этой практике началась на третьем курсе в виде отдельного предмета»методики преподавания ИЗО». На четвертом курсе из теоретического она становится практическим, где мы будем готовить мастер-классы, уроки и заниматься прочей творческой и публичной деятельностью. Все это нацелено на прокачку нашего ораторского мастерства. Надеюсь, к началу практики мой страх публики если не сгинет, то хотя бы уменьшится. После практики будет её официальная защита, но это уже не кажется таким страшным. А, вообще, как-то повелось в учебных заведениях, что все надо защищать.

И ещё

Из теоретических предметов появились философия и психология общения, которые благодаря моему вузовскому прошлому обошли стороной. Продолжаем историю искусств от любимых передвижников до совершенно непонятного современного искусства. А в конце ждет госэкзамен из смеси педагогики, психологии и методики. Поучить теории в этом году придется не мало.

И, конечно же, финальным аккордом будет защита диплома. А вторая половина года всецело отдана подготовке к этому феерическому событию. Кажется, коленки начинают трястись уже сейчас, хотя составить план, а потом придерживаться его — это веский аргумент для снижения уровня стресса. Но посмотрим, как будет получаться по факту. Темы у большинства были утверждены на минидипломе и уже как-то полегче.

А вообще, этот год наполнен лирикой и все как-то по-особенному. Последние поездки в Третьяковку с училищем, последние занятия в мастерских и беседы с педагогами. Хочется ухватить как можно больше и оставить в памяти в виде знаний, трофеев, фотографий, видео и аудио. Ведь это финал своеобразного этапа жизни, важный шаг на пути творческого взросления. Сейчас мы представляем как будем встречаться выпускниками, строим планы на достижение новых высот. И пусть будет так. Пусть этот год станет лишь тоненьким ручейком, впадающим в бескрайнее море творчества.

1 thought on “Четвертый курс в ЯХУ. Что новенького?”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *