Под кодовым названием «минидиплом»

Наверное, впервые курсе на втором я краем уха услышала загадочное слово «минидиплом». И тут, как человека волнительного, особенно от публичных выступлений, меня понесло… через все стадии принятия горя.  Что за чертовщина? Мало что-ли одного? Ну, программа меняется, может нам и не придется… Да, ладно! Что не переживем что ли? Столько народу до нас это проходили, и мы пройдем.. Клево, что мы через это прошли. Но обо всем по порядку.

Подготовка

рисунок для композицииВ середине третьего курса, когда мы вернулись с каникул, нам объявили, что одной из тем композиции будет историческая. Она же и есть тот загадочный и ужасный «минидиплом». Со слов преподавателя мы должны радоваться, ведь может это единственный раз, когда мы будем писать на такую тему. Ещё со школьных времен при слове «исторический» выработалась какая-то стойкая ассоциация с политикой и войнами, чем-то заведомо нудным и неинтересным. Но в нашем случае под историю подпадает вся культура целиком. Потому для меня стало абсолютно очевидным, что моя работа будет о науке. Но не просто о науке, в ней обязательно отразятся мои интересы и моя любовь. Дальше нужно прислушаться к себе.

Сначала я думала о географии, путешествиях, открытиях. На дворе была зима, и прогулки по нечищеным улицам то и дело рисовали в голове картины первопроходцев севера. Мой интерес к Верещагину и более южным направлениям тянули меня на свою сторону. В итоге перестав смотреть по сторонам и подняв голову вверх вдруг все стало ясно. Работа будет про космос. Ведь именно он уже давно будоражит и чарует своей красотой, загадочностью и неприступностью.

процессОпределить направление своих мыслей — это лишь маленький шаг. Дальше нужно выбрать какое-то важное историческое событие. Пожалуй, самыми крупными в моей теме были первые полеты в космос и запуск спутника. Именно тогда мир перестал быть прежним. И тут начинаешь углубляться в материал — смотришь фильмы, читаешь, ходишь в музеи, спрашиваешь бабушек-дедушек о том времени. В общем, ищешь подробности. Немного смахивает на репортерское расследование. И тут появляется подводный камень — твой подход не должен быть репортерским. Не стоит привязываться к конкретному моменту и документально его передавать. Иначе твоя работа рискует стать лишь иллюстрацией какого-то события. Важен художественный образ. Что это вообще? В моем понимании это нечто более обобщенное и собирательное, чем конкретный день конкретного человека.

Хотя событие и имеет историческую важность, но обычно изображается момент до него или после. И тут возникает целая вереница возможных вариантов. Что выбрать? на какой козе подъехать? — это и есть основная работа. Главное думать с карандашом в руке, а то в далеких мыслях про почеркушки как-то забывается. Еще не плохо подумать о связи современности и того времени, о человеческих чувствах, которые ты вкладываешь в тему, твоем посыле — героизм ли персонажей, патриотизм, человеческие ценности. Ко всему этому нужна новизна взгляда, ведь часто ты пытаешься сделать что-то, что уже делали более опытные художники. Чтоб твоя работа не стала лишь жалкой тенью тех мастеров, ты изучаешь уже написанное. Пытаешься нащупать своё. Ты не присутствовал там, но нужно сделать так, как будто ты был очевидцем. Работа над минидипломом по полной задействует воображение. А чтобы не грустить о бедной фантазии, нужна порядочная насмотренность.

Еще одна проблема — подать тему не в лоб, а лишь намекнуть. То есть, если тема «спутник», то явно изображаться будет не запуск ракеты со спутником на борту. Вероятно, это будет что-то далекое от космодрома вообще. А почувствовать время помогут тонкие отсылки к эпохе, например, на стене  календарь или портрет полит.деятеля, журналы, костюмы, макеты, мебель и т.п. — в зависимости от темы.

Метания между вариантами заняли у меня много времени. Было множество споров, недовольства, ощущения тупика, непонимания, но вместе с тем реализация собственного замысла, который никем не навязан и развивается так, как хочу я, ощущение определенной творческой свободы и зрелости- как никак всего год отделяет нас от самостоятельной взрослой художественной жизни. В такой работе начинаешь понимать, сколько всего спрятано за картинкой и как о многом надо думать. Голова пухнет. Это вам не пироженки красивые в инстаграм рисовать.

Написание

мастерская, аудитория, кабинетС наработками отлично могут помочь рисование с фото/стоп-кадров, коллаж, макеты из пластилина и любые другие методы. А когда доходит дело до прорисовки фигур, поз и анатомии, то на помощь приходят одногруппники, друзья, семья и любые люди, которые согласятся постоять немножко в отрежессированном тобой положении или сцене.

Когда материал более-менее собран, сроки начинают жать. Я как всегда убеждена, что правильное планирование времени спасает от любого геморроя. Но на практике оказалось, что другие занятия (в том числе учебные) то и дело суют палки в колеса, и ты спотыкаешься на своем творческом пути. Пока валяешься, пока держишься за ушибленную ногу и говоришь «ай, блин», потом встаешь… отряхиваешься… смотришь, куда идти… А время-то уж убежало и тебе придется нестись за ним сломя голову. Словом, к моему планированию можно приклеить подорожник.

Потом наступает момент решительной отваги, когда все сомнения уходят на задний план и ты просто рисуешь. Видимо, начинается такая концентрация, что мозг просто не пропускает другие сигналы. Нам повезло и после окончания всех учебных часов оставалась еще целая неделя на полное погружение в композицию. По своему предыдущему опыту поняла, что работа на холсте у меня не выходит быстрой. А потому настраивалась на труд нон-стоп во все светлое время суток. Пока шла свободная неделя мы оккупировали одну из училищных мастерских и работали там целыми днями. Понятие «выходной» временно ушло из лексикона.

создание картона, процессНаписать минидиплом в один сеанс как этюд не позволил его статус и моя ответственность. Нужна достаточная степень проработки деталей, ведь именно в них вся соль. Чтоб довести дело до них и набрать нужную плотность красок мне понадобился далеко не один день. А тут как раз отопление отключили, на улице дожди, воздух влажный… Холст, конечно же, не сохнет, активно писать мешает. Да и все нижние слои с удовольствием сходят от прикосновения кистью. Моим выходом стала синтетика (в смысле кисть). Она обеспечила мне плавные переходы везде, где это было необходимо.

Правда, по дороге на просмотр работе изрядно досталось — сначала я зацепила ее углом этюдника и ободрала небо, нарисовав там хвост кометы. Потом прям в чистую глубину упали несколько крупных капель клея изобразив фэнтезийные огромные планеты. А на закуску угол, где я развешивалась, оказался темным и ночь на холсте стала ещё кромешней. Свет в окно кабинета падал так, что работа ужасно бликовала. Все это веселое начало дня в купе с недосыпом создали такой настрой смирения — да, будь, что будет. И опять в голове прозвучало — художник сделал всё, что смог. А потому я, пожалуй, просто успокоюсь. Но спокойствия хватило ненадолго.

Защита

историческая композиция, минидипломПосле подготовки и написания работы ожидала финальная интересная вещь — защита. Как бы репетиция будущего диплома, но пока без зрителей. Хотя в былые времена, по рассказам преподавателя, все было по-настоящему и зрители в том числе. К счастью, некоторые современные упрощения системы облегчают жизнь и мы отделались легким испугом. Правда, трясущихся коленок и ватных ног избежать не удалось. Но когда ты сделал все, что мог, немножко легче, ведь совесть твоя чиста.

Если переключиться от эмоций на сам процесс защиты, то все было крайне просто. В обычном порядке мы развесили свои наработки, как и в пять прошлых просмотров по композиции, комиссия посмотрела, обсудила. Потом нас стали приглашать по одному на беседу. В эти минут 15 ожидания приглашения под дверями в голове были накручены такие ужасы, что дорога в зал на защиту была как будто на казнь. Но, как известно, не так страшен черт. Оказавшись по ту сторону двери, почти сразу понимаешь, что атмосфера не такая пронзительно ледяная и в ней даже можно дышать. Маски диких зверей, мучителей и жестоких палачей растворяются… Перед тобой оказываются давно знакомые, уважаемые и почти родные педагоги, которые и не думали тебя кусать. Они просто хотят, чтоб ты четко вслух произнес название своей темы, почему именно она и что у тебя изображено. Дальше уже они высказывают свои замечания, пожелания и предложения.

По итогу многим предложили развивать их темы в следующем году и таким образом давно волновавший вопрос «что же взять на диплом?» оказывается решен. Конечно, если тема близка сильней, чем усталость от ее решения. Своеобразный кризис отношений.

После такой недельки шоры еще долго не сходили и ночами снилось, что я пишу и не успеваю. Хотя пара выходных, смена обстановки и начавшийся пленэр изрядно посодействовали восстановлению. Надеюсь, в следующем году хватит мудрости и холодного рассудка, чтоб не повторить своих ошибок. А пока спасибо за внимание и до новых встреч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *