масло

Пленэрная практика #3.

В этом году мы избавились, не побоюсь этого слова, от некоторых предметов, отвлекающих от рисования и живописи. И помимо прочего попрощались с пленэрами. Ну, как попрощались. По программе на третьем курсе последняя пленэрная практика. В следующем году останется лишь педагогическая, о которой в другой раз. А дальше взрослая жизнь со своими самостоятельными пленэрами, где и когда заблагорассудится. Но всё это ещё впереди, а сегодня хочу рассказать о последней пленэрной практике в статусе студента Ярославского художественного училища.

Подготовка

Начало пленэра по традиции  — это закупка картонок, натягивание холстов, проверка арсенала кистей, красок, графических материалов и т.п. Затем ведёрки с набухающим желатином и заваленный картонками и холстами пол, дома хоть летай. Вообще, подготовка материалов — своеобразный ритуал — чистые, ровные кисти, тряпочки, палитра… Аккуратность в этом этапе задает настроение самих этюдов. А ещё самое начало пленэрной практики — обязательно предвкушение долгожданной вылазки из аудиторий и выдох после предпросмотрового спринта.

Без чего я не хожу на пленэр:

  • влажные салфетки и перчатки, когда нет проточной воды — чистые рукипленэр
  • халат — чистая одежда
  • много приходится ходить пешком, а тяжелый этюдник зачастую напрягает, поэтому краски перекладываю в рюкзак, так вес распределяется ровней и ремень не режет плечо
  • для меня очень важна табуретка, хотя маленькие и быстрые этюды вполне можно делать стоя. Но когда дело доходит до деталек или работы дольше пары часов, то ноги устают, мозг то и дело вклинивается с предложениями найти место для посидеть и сосредоточенность резко падает
  • если дни солнечные, без солнцезащитного крема и кепки никуда. Кепка, кстати, выручает не только от солнца, но и дождя
  • для вечерних этюдов крем от комаров
  • вода и фруктово-овощной перекус

Вообще, хорошая работа начинается с комфорта, поэтому не стоит подходить к сборам спустя рукава. Когда у тебя аккуратные материалы, кистями не только землю рыхлить, когда не стучат зубы от холода или не близка грань солнечного удара, когда не зудишь от укусов комаров или затекших ног, то и думаешь в первую очередь о цветовых отношениях, а не о том, как ввести свое тело в более удобное состояние.

Пленэр

пленэрная практикаНесмотря на то, что это уже наш третий год,  всегда есть место новому. Например, знакомству с новыми педагогами, их опытом и манерами. Правда, такое знакомство иногда немного не стыкуется с тем, к чему привыкли раньше. Но как известно, в споре рождается истина. В этот раз пленэр поделился на две части — традиционную во дворе училища и выездную в Переславле-Залесском. В первой мы почувствовали себя портретистами, а во второй — переквалифицировались в пейзажистов.

Про «дворовый» пленэр скажу коротко. К портретам добавляются руки, а к заданиям часы. Здесь же заметила для себя несколько вещей, например, протирка тройником на жаре не работает, холст быстро высыхает. А стало быть лучше протирать лишь те участки, которые будут писаться сейчас, и поэкономить тройник. Некоторые настолько его экономят, что и вовсе пишут на льняном масле. Но, как заявляют в один голос всевозможные литературные источники и преподаватели, в самой краске уже достаточно масла и не нужно добавлять его сверху. Не каша же. А дальше каждый кивнет, сделает для себя выводы и пойдет красить, как ему самому кажется правильным.  На пленэре у меня произошел новый виток любви к синтетике — уж очень мягкие мазки она дает, даже самый тонкий слой масла не снимается. Правда, синтетика любимая имитирует щетину — она более эластична. По итогам первой половины пленэра у нас состоялся небольшой просмотр с оценками — было неожиданно. А дальше мы с чистой совестью и мыслями отправились собирать вещи в дорогу.

12 дней в Переславле

Третий курс получился богат на приключения, в том числе путешествия. Вообще, наш поток оказался удачным на выезды. Не все года могли таким похвастаться. Правда, и кое-чем пришлось пожертвовать — не смогли посетить защиту дипломов в конце июня. Что ж, в следующем году мы ее точно не пропустим, ведь станем там гвоздем программы.

Эта поездка, как и все мои, началась с составления списков дел, закупки недостающих материалов и т.д. Нас очень пугали комарами, поэтому во всех списках номером один был спрей от комаров и марля на окно. Дальше было как в стихе Маршака: «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку…»

В назначенное время мы погрузились в два автобуса и меньше чем за пару часов домчались до своего временного места поселения. Не люблю особо ожидать чего-то от новых мест, но многочисленные разговоры о красоте этого старинного города невольно создали какую-то идеальную картинку в голове. Конечно, к культурной составляющей никаких вопросов не было. Гуляя здесь понимаешь, почему именно сюда нас отправили на пленэр. При чем не только нас, народу с этюдниками здесь можно встретить немало. Наверное, при всей немногочисленности населения люди привычны к художникам больше, чем в Ярославле.

двор общежитияНо вот бытовая сторона своеобразна. Получилось как в меме ожидание/реальность. Первое впечатление — небольшой культурный шок.  Из всех комнат нам досталась, пожалуй, самая темная и старая, но компенсацией был действующий холодильник, который сразу же добавлял очков комфортабельности. Порадовало, что электрочайник здесь не контрабанда. Зато и о запрете курения в общественных местах никто, кажется, не слышал. Очень удивил туалет. За одной дверью одновременно прятались и «М» и «Жо». С этой проблемой быстро разобрались, но первое впечатление и есть первое впечатление. Из крана течет лишь холодная вода, потому было решено мыться в теплом душе вместе с кистями. Словом, отличий много, понимаешь, что наша общага местами очень фишенебельная, хотя тут все как-то проще и спокойней. Тем более, что нас радушно приютили здесь, жаловаться грех.

Еще Переславль это какое-то путешествие в прошлое. Понимаешь степень своей урбанизации. Например, далеко не везде можно платить по карте. Даже автовокзал, некоторые столовки и туристические места этим грешат. В принципе, имея карту Сбербанка всегда можно снять нал, но если твой банк немного экзотичней, то поиски банкомата затрудняются. Многих интересовал вопрос художественных материалов. В итоге был найден магазин с нереальными ценниками. Вывод — надо изначально лучше готовиться, чтоб не пришлось сорить деньгами при покупке обычной охры или тройника. Но что я все о бытовухе, ведь не ради неё все затевалось (видимо сказывается возраст). Исправляюсь.

   река Трубеж Трубеж

Первый день был ознакомительным и мы, покидав вещи, пошли на поиски еды и осмотр достопримечательностей. Одной из основных для меня стала местная речушка Трубеж. Пожалуй, такой живописной красоты вживую я никогда не видела. Она как будто из сказки — заросли кувшинок, склонившиеся к воде ивы, мосточки с пригревшимися уточками, деревянные лодки. Невероятный уют. Хочется написать или сфотографировать каждый метр, запомнить этот восторг и сохранить его в своем сердце.

   пленэрная практика на озере пленэрная практика на озере

Дальше наш путь лежал на Плещеево озеро, где также бесконечное число мотивов для этюдов. А по разным берегам среди невысоких домишек и холмов отовсюду виднеются главки церквей и монастырей. Как и в каждом станинном городе их здесь в достатке.

Мы посетили два монастыря, каждому посвятив по несколько дней… В Никитинском мужском монастыре помимо этюдов попробовали монастырскую еду — домашний суп с бездрожжевым хлебом, квас, пирожки. Может всему виной свежий воздух, может монастырская атмосфера, а может умелые руки повара, но обед был великолепен.

 Никитинский монастырь, пленэр  пленэр у монастыря

В другом невероятно уютном и живописном Горицком даже немного поработали — помогли  переместить библиотеку. Как говорит местная матушка, два часа работы в монастыре снимают 500 грехов. Так что по пути почистили и карму. Еще на его территории оказался замечательный музей с картинами Семирадского. Будете в тех краях, обязательно загляните — может помидоры посадите, может к искусству прикоснетесь, а может все вместе — тут каждому по потребностям.

Всю первую неделю каждый день делился на несколько историй: утренний организованный пленэр с преподавателями, сиеста и вечерние самостоятельные этюды. По вечерам в небе появляются воздушные шары и этюды проходят под характерный звук горелок. Чем не Каппадокия?

   река Трубеж, воздушный шарпленэрная практика река Трубеж, воздушный шар

Вторая неделя была полностью на самоорганизации каждого и уже подрасписавшись нам предстояло сделать несколько крупных работ — длительный пейзаж на холсте, композицию, из графики — перспективу улицы и двор. Каждые два дня проходили маленькие просмотры наработок. Удобно, ведь всегда знаешь, где слабинка, что доделать, где удачно (даже если хорошее не в твоей работе, то всегда можно перенять).

Материалом для живописи было исключительно масло, хотя рекомендуется расписываться акварелью. Так палитра становится легче. Для графики были мягкие материалы на выбор — они здорово сокращают время рисования и привносят живость в работы. Наброски и зарисовки я делала сепией и ретушью, а большие работы мокрым соусом.

переславль-залесский, дворикПоскольку городок маленький и многие вещи сохранились старинными,  удалось найти старый уютный дворик с бельем, тазами, дровами. В прошлом году намотала не один десяток км и потратила не один день на поиски чего-то подобного в Ярославле, но так и не наша — многое не сохранилось или спрятано за высокими заборами. Здесь же амосферность и колорит льется через край и никто его никуда не прячет.

А на десерт, как водится,  композиция. К ней уже подходишь расписавшись, погуляв, познакомившись с местной жизнью и набрав некоторый набросочный и этюдный материал. Но при всей вооруженности сна в последнюю ночь так и не прибавляется, только пара часов. Видимо с планированием времени по-прежнему не все гладко.

Самым ярким моим впечатлением была река Трубеж, и композицию я решила делать о ней. Ничего навороченного, простота, которая здесь повсюду, общение и солнечное настроение — такой в моих воспоминаниях осталась эта поездка и последняя пленэрная практика.

 

композиция и наработкиПоследний день был не пленэрный. Основной просмотр, оценки, сборы вещей, дорога домой. Сделано всё, что можно. А потому главная задача — не забыть «диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку или маленькую собачонку…» Свои лучшие работы мы традиционно отдаем фонду Яху, а в последнее время появилась тенденция брать/отдавать работы на память одногруппникам. Поэтому теперь после просмотра начинается суета по сбору собственных фондов. Вот интересно будет спустя годы, когда кто-то станет крупным мастером, кто-то поменьше, развернуть галерею, вспомнить всех, полюбоваться их ранним творчеством, а может обнаружить среди своего богатства дорогущие шедевры.

 

Хотя пленэрная практика — дело обязательное, но в поездку отправились не все. Кто-то решил не авантюрничать, а писать в родном городе. По этому поводу хорошо выразился наш директор «Вы обкрадываете сами себя». И действительно. Когда ты выходишь на несколько часов порисовать в своей обычной жизни, то пленэр можно и вовсе не заметить. Не происходит такого глубокого погружения в работу, нет этой встряски от смены обстановки. Нет этого азарта от изучения новых мест и вдохновения. Здорово, что именно так закончился наш третий курс. А впереди ожидает последняя глава будней подрастающего живописца в ЯХУ.

И напоследок несколько общих советов, которые особенно запомнились.

Рубрика полезных советов:

  • начинать большими отношениями, заливая сплошным пятном траву, небо, воду, деревья, а уже потом искать нюансы
  • отражения в воде в тени писать вертикальными мазками, в светах — горизонтальными
  • первая прописка этюда негусто, с разбавителем или на двойнике. Вторая — одними красками, пастозно. В итоге получается разница фактур, где-то густо, где-то в протирочку

Спасибо за внимание.

1 thought on “Пленэрная практика #3.”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *