Есть ли жизнь после художественного училища?

На днях мы перемахнули за середину шестого семестра. Неумолимый бег времени все чаще заставляет подрастающих живописцев задумываться о своей дальнейшей судьбе. В каком направлении двигаться? Что будет после выпуска?  И есть ли вообще жизнь после художественного училища?

На самом деле эти и другие вопросы задаются не только нашим братом, но и абитуриентами, и даже уже взрослыми выпускниками. На мой взгляд, художественное образование не делает тебя заложником живописи. Надпись в дипломе не связывает тебе руки, вынуждая идти преподавать ИЗО без вариантов. Наоборот, это та универсальная база, которая лишь приоткрывает тебе завесу огромного спектра профессий, но не навязывает строгую область их применения. И, видимо, эта свобода применения многих пугает. Отовсюду сыплются тезисы о недостаточности этого образования для выхода в самостоятельную профессиональную жизнь, мол и профессии-то такой нет как живописец и идти-то нам бедным потом некуда.

Но сразу хочется оговориться, что система художественного образования предполагает три ступени: художественная школа, училище, вуз. Каждый этап важен, каждый вносит свои  знания и умения.  Это как в геометрии, помните?  Каждый предыдущий раздел — кирпичик в фундаменте следующего. Пропустил один — дальше будут проблемы.

Получается, что мы сейчас находимся на том этапе, где обучаемся ремеслу, о чём нам и заявляют с самого начала (ещё на организационном собрании перед вступительными экзаменами):

  • твердому рисунку,
  • воспитанному и острому глазу,
  • чувству композиции и цвета,
  • умению выражать свои мысли при помощи кисти или карандаша 

То есть тому, что необходимо для последней ступени образования, где ты будешь оттачивать свой стиль, а не мучаться два часа над попаданием в пропорции. Маленькая приписка «преподаватель» дает нам право обучать этим же вещам, правда, как показывает практика, таких обучателей ждут далеко не везде. Но мы же люди творческие, должны что-то придумать.

Тут же находятся возражения, что нас не учат тому — сему, 21й век на дворе, надо бы компьютер осваивать. Ну, так нам дали основы и вектора и растра, если понравилось и хочешь больше — никто не запрещает.  Но вот действительно жаль, что из программы убрали декоративно-прикладное искусство, скульптуру и эстетику. С ними знания были бы шире, но опять же не на законодательном же уровне их запретили, значит придется добрать самим.

Вообще, ожидание, что из тебя как из желторотого птенца сделают летную птицу, как минимум наивно и попахивает каким-то потребительским отношением. Когда ты, пассивно сидя в гнезде, только открываешь рот и ждешь разжеванного сбалансированного питания, а про себя думаешь — ну, вот, уже скоро расправлю крылья и полечу. Но, как известно, под лежачий камень вода не течет и нужно со своей стороны тоже что-то делать. И здесь большая ставка на домашние работы, при чем не только с натуры, но и  свои, творчески переработанные (и пусть не каждая будет академична и за нее можно ждать поглаживаний по головке на выставках, как минимум на грамотность исполнения и грубые ошибки ее можно показать в личной беседе с педагогом).

Еще наша профессия предполагает интерес к жизни и широкий кругозор, а его нужно где-то брать. Например, читая (книги/паблики), гуляя по культурным мероприятиям (не обязательно выставки старых мастеров в музеях), общаясь с мирами близких и не очень областей знания. В общем, волей-неволей с активной позицией определишься, куда применить свою художественную базу. А училище со своей стороны при организованной культурно-развлекательной жизни тоже помогает разными творческими встречами (театр, кино, мультипликаторы и прочее), выставками, беседами за круглым столом и даже просто доской объявлений. А учитывая свой большой студенческий опыт, смело заявляю — это уже много.

Если всего этого не достаточно, можно посмотреть опыт прошлых лет.

Чем занимаются студенты после окончания художественного училища:

  • В первую очередь, большинство идут учиться дальше, оттачивают мастерство и вырабатывают свой художественный стиль. Кому близка религиозная тематика, уходят в иконописные мастерские, другие — в графику, третьи — еще больше углубляются в живопись, четвертые — пересматривают взгляды и доучиваются дизайну (дизайн тоже область большая). Кто-то понимает, что его место в реставрации и предпринимает шаги там. Кому-то не чужда математика и ближе оказывается архитектура и инженерное дело, возможно ландшафты.
  • Кто-то идет преподавать сразу (в изостудии, школы, кружки и пр.) или спустя годы/еще одно образование возвращаются в стены любимого училища. Другие хотят помогать детям и взрослым с их социальными и не только проблемами путем арт-терапии (терапии искусством).
  • Кто-то уходит в более декоративные направления типа росписи тканей, создания кукол, украшений, эмалей, керамики и прочего. Среди студентов можно встретить некоторое пренебрежение декоративными направлениями, но это скорей из-за стойкой ассоциации с непрофессиональным рукоделием. А из экспозиций музеев, истории искусств и даже просто взгляда по сторонам можно заметить, что грамотное исполнение и знание художественных основ делают шедевром и чайник, и бусы, и шарф.
  • Кто-то познакомившись с миром компьютерной графики, находит себя там: занимаются иллюстрацией, мультипликацией, отрисовкой игровых элементов, рекламой и многим другим (нет смысла перечислять всех, ведь спектр профессий огромен).
  • Кто-то, особенно среди прошедших курс шрифтов еще во время учебы, находят себя в каллиграфии, леттеринге и составляют сильную конкуренцию доморощенным специалистам.
  • Еще одна интересная и необычная область — художники театра и кино. Здесь и декорации, и прически с костюмами,  и грим и многое другое. Целый мир.

В общем, применений себя очень много и разные области требуют разной степени доучивания. Главное желание и активность. А если отбывать программу не включаясь в дополнительную самостоятельную работу, не получить результата можно учась в каком угодно  заведении. На выходе так и топтаться на изначальном месте, обвиняя несовершенство системы. А можно работать, интересоваться миром, потихоньку прислушиваясь к внутренним ощущениями и создавая собственное портфолио, ведь в конце концов оно больше, чем имя законченного заведения, краснота или вообще наличие диплома определяет нас как специалистов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *