Зачем художнику оптика?

Как известно каждому школьнику, оптика — это раздел физики, самой что ни на есть естественной науки. А художник в понимании современного человека — существо иррациональное, одержимое необычными и не всегда понятными идеями, водящее отношения с какими-то потусторонними музами. Зачем ему может понадобиться оптика?

На самом деле, чтобы лучше понимать природу света, его поведение и наше восприятие, а вместе со всем этим и цвет, было бы неплохо адаптировать этот научный раздел под нужды художников. Анатомию же адаптировали, получили пластическую анатомию для художников, и у адекватных людей не возникает сомнений, что это дело нужное. Но почему-то оптика такой чести не удостаивается, а значит каждый желающий имеет право выбора и в попытке утолить жажду знаний, а вместе с тем выйти на новый уровень мастерства, в качестве факультатива может ее изучать, употребляя в умеренных дозах как витамины.

Если после прочтения двух абзацев у вас еще не пропало желание дочитать, то устраивайтесь поудобней и готовьтесь к восприятию не совсем простого материала, которым я делюсь после знакомства с очень занимательной лекцией Дарьи Фомичевой. Честно говоря, до этого я и не задумывалась об использовании оптических приборов, ведь художники не особо афишируют эту информацию, а потому узнать об этом можно лишь по счастливой случайности.

Основная цель оптики — помочь отредактировать пространство для удобства его изображения.

Черное зеркало (Зеркало Клода Лоррена)

черное зеркалоТо, что для меня еще несколько дней назад  было названием сериала (кстати, Гугл со мной согласен), оказалось нехитрой приспособой, пришедшей к художникам из области алхимии и магии (художник почти преемник волшебника). Представляет собой выпуклое темное стекло. Почему выпуклое? Угол обзора человека (без искажения)  невелик, а зеркало отображает огромное пространство в очень удобном виде маленькой двухмерной картинки. Художники часто рисовали пейзажи стоя спиной к изображаемому объекту, глядя в зеркало и копируя его изображение.
Почему черное? Так как у художника нет столь ярких красок, чтобы передать светящееся дневное небо. Даже самые светлые белила темней. Черное зеркало сохраняет цвета, но дает изображение на несколько тонов темней, сопоставимо с тонами красок на палитре.

Камера обскура

И вот известная многим по одноименному роману Набокова камера оказывается помощницей художников на протяжении веков. За время существования она претерпевает изменения и в размерах и в некоторых особенностях устройства. Интересно, что она устроена по принципу человеческого глаза — светонепроницаемый контейнер, в одной половинке которого калька(=сетчатка), в другой — линза(=хрусталик). Когда две половины в сборе, если навести камеру на освещенный объект, то на кальке(=сетчатке) появится перевернутое изображение, как в глазу. Некоторые модели для удобства оснащены внутренним зеркалом под углом 45 градусов (как на рисунке ниже). Камера обскура позволяет художнику быстро и безо всяких проблем обвести контуры необходимого предмета. Дает двумерное изображение на двумерной плоскости. Правда подходит она для рисования лишь неподвижных объектов. Зато редактирует изображение в обобщенный поэтический образ.

оптика, камера обскура, устройство вермеер

Камера люцида


оптика, камера люцидаСуть этого оптического прибора в небольшой призме, закрепленной в штатив. Глядя сквозь нее под определенным углом, можно увидеть фантом находящегося перед вами изображения и обвести его контур на листе бумаги. Помимо прочего помогает отзеркалить изображение, что было важно для гравюр.

 

 

 

 

 

Подобные оптические приборы помогали художникам много веков, но и по сей день их можно приобрести, хотя это не так просто. А среди простых и доступных каждому  — зеркало(позволяет увидеть ошибки в работе при отзеркаливании), увеличительное стекло(для мелких работ). Для отдельных целей сюда же можно отнести фотоаппарат, хотя следует помнить, что многие камеры (телефонов) искажают перспективу и все поголовно убивают целое миллионом деталей.

Кристаллы

До промышленного химического производства красок некоторые из них делались из минералов, например, киноварь и ультрамарин (получали из лазурита). Лазурит стоил как золото и художники носили его на поясе вместе с деньгами. Если у художника не было денег на природную киноварь из кристаллов, то он получал ее из серы (желтых кристаллов) и ртути.

минералы, кристаллы, краски, изготовление красок

Хрусталь и гранат в растертом виде добавляли в краски, чтобы придать дополнительное свечение работе благодаря особой светоотражательной структуре кристаллов. Раньше каждый художник был немного ученым и магом, имел те же списки материалов и технологии что алхимик. Сегодня оптикой кристаллов занимаются геологи, а художники часто от всего, что имеет хоть немного научный налет(особенно естественнонаучный) отмахиваются, мол я творческая натура, мне интересней поэзия и самовыражение, а все это ваше умное и скучное мне ни к чему. А ведь богатый кругозор — основа творчества и многие интересные идеи рождаются на стыке различных областей.

Поэтому давайте развиваться и расширять круг своих познаний. У меня на этом все. Кого заинтересовала тема, обязательно посмотрите лекции Дарьи Фомичевой.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *